Бизнес Информационная тьма

Информационная тьма

Совет по денежно-кредитной политике Ассоциации региональных банков, сравнив инструменты информационной политики ЦБ РФ и ведущих центробанков других стран, с сожалением отмечает, что российский регулятор использует свои возможности только на 42%. В то же время, например, Банк Канады информационно открыт на 74%, ЕЦБ, Банк Японии и Банк Англии – на 84%, а ФРС США – на 89%. Банк России не балует аудиторию прогнозами, брошюрами, обучающими видео или компьютерными играми. Не проводит регулятор и каких-либо исследовательских конференций или олимпиад для подрастающего поколения. Как результат «темное», финансово неподкованное население страны из года в год набивает шишки и в лучшем случае учится на своих ошибках.

Сейчас существует перекос в публичном раскрытии информации Банком России в пользу собственных печатных и электронных изданий в ущерб выступлениям на ТВ, радио и в печатных СМИ. Между тем целевая аудитория ЦБ РФ включает в себя не только профессиональных банкиров и аналитиков, но и рядовых граждан. Не удивительно, что последние не ведают, что творит Центробанк.

Справедливости ради отметим, что попытки обращения к основной «темной» массе населения Банк России не то чтобы часто, но все же предпринимал. Только за последний год на сайте Центробанка появились регулярные отчеты об итогах мониторингов интернет-ресурсов коммерческих банков на предмет выявления мошенников, а также максимальных процентных ставок по вкладам в российских рублях десяти банков, привлекающих наибольший объём депозитов физлиц. Кроме того, осенью этого года регулятор разместил на своем сайте памятку о мерах безопасного использования банковских карт и информационный видеоролик, разъясняющий, как рядовому гражданину правильно взять кредит.

Комментируя появление видеоролика, начальник отдела информации общероссийской общественной организации «Союз заемщиков и вкладчиков России» Игорь Таболин отметил, что идея использовать такую форму просвещения, безусловно, положительная. Ролик неплохой, в нем все понятно. Очевидно, что рассчитан он на широкие слои населения и призван повышать уровень финансовой грамотности в стране. Между тем аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева подвергла сомнению эффективность видеоматериала. «Просмотрев ролик, зритель не получает конкретной информации, а ограничивается лишь общими моментами. Кроме того, вызывает вопросы и место размещения материала. С сайтом Банка России знакомы преимущественно финансово подкованные граждане. При этом еще необходимо знать, где искать ролик. То есть расположение подобных образовательных материалов оптимально на популярных ресурсах финансовой тематики», – считает аналитик.

Большинство экспертов сходится во мнении, что работа Банка России с массовыми слоями населения пока что далека от идеальной. Информационная просветительская кампания должна быть более обширной и общедоступной.

По мнению совета по денежно-кредитной политике ассоциации «Россия», Центробанку необходимо сделать достоянием гласности, например, расписание и темы заседаний совета директоров ЦБ РФ в части ключевых решений по денежно-кредитной политике. По результатам заседаний необходимо публиковать на сайте стенограммы и протоколы, а также полноценные расширенные пресс-релизы с детальным объяснением принятых решений, ожидаемых эффектов, рисков ошибок или изменения сценариев.

Кроме того, Банку России не мешало бы осуществлять ежеквартальную публикацию промежуточных отчетов по денежно-кредитной политике, включающих обновление целевых ориентиров, количественную и качественную оценку эффективности действий регулятора. Оценило бы общество введение спецраздела об ошибках денежно-кредитного регулирования, объясняющего населению причины отклонений от целевых ориентиров, а также появление на сайте регулятора интервью, выступлений и высказываний его руководства.

Относительная отсталость ЦБ РФ по части каналов и инструментов информационной политики обусловлена прежде всего «молодостью» жизни регулятора в условиях открытого информационного общества. «В отличие от нашего Центробанка, другие регуляторы уже не одно десятилетие живут в тандеме с активными СМИ», – поясняет директор Центра экономических исследований МФПА Сергей Моисеев.

Остается надеяться, что открытость регулятора с годами будет только расти. Что же касается основных тем, которые российскому народу для повышения уровня финансовой просвещенности знать не помешало бы, то, по словам Сергея Моисеева, в первую очередь освещаться Банком России должны целевые ориентиры и отчеты по их достижению, а также прогнозы на будущее и оценка рыночных рисков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем