Бизнес Виртуальность пока пугает

Виртуальность пока пугает

Интернет-банкинг пока не популярен у россиян. К такому выводу пришли эксперты Национального агентства финансовых исследований после проведения очередного соцопроса наших граждан. Банкиры не согласны с таким вердиктом НАФИ и считают ситуацию в стране с рас

Интернет-банкинг пока не популярен у россиян. К такому выводу пришли эксперты Национального агентства финансовых исследований после проведения очередного соцопроса наших граждан. Банкиры не согласны с таким вердиктом НАФИ и считают ситуацию в стране с распространением интернет-банкинга не столь плачевной. Правда, отмечают, что стремительному росту популярности услуги среди населения мешает отсутствие высокоскоростного Интернета в ряде регионов.

От одного до 10

По словам генерального директора НАФИ Гузелии Имаевой, доля пользователей финансовых услуг, по данным последних проведенных опросов, в стране продолжает расти. В марте текущего года она выросла с 60% до 65%. «Около 40% россиян пользуются банковскими картами. 16% имеют потребительский кредит. 12% – текущий счет или вклад «до востребования». Непопулярными услугами у населения по-прежнему остаются банковские ячейки и интернет-банкинг – ими пользуется только 1% респондентов».

Правда, тот же «пластик» россияне используют главным образом для снятия зарплаты. Хотя он мог бы использоваться и как один из элементов интернет-банкинга для удаленного управления своими счетами. По-видимому, считает специалист, люди из-за низкой финансовой грамотности пока просто боятся так работать с банком, а кто-то из россиян о банкинге даже не знает.

Глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков также полагает, что по популярности интернет-банкинг пока серьезно уступает традиционной системе обслуживания. «Во-первых, он появился относительно недавно. Во-вторых, далеко не все россияне постоянно имеют надежный доступ в Интернет. В-третьих, пока удаленное банковское обслуживание вызывает у клиентов некоторое недоверие и настороженность. Однако популярность интернет-банкинга растет. Об этом свидетельствует количество проводимых операций российскими банками по ДБО (дистанционно-банковское обслуживание), которое с каждым годом увеличивается».

Считают, что ситуация с интернет-банкингом лучше, чем в выводах НАФИ, и представители самих банков. «По нашим оценкам, число пользователей интернет-банков сейчас приближается к 10% от числа всех держателей карт, которых в России насчитывается около 120 млн. Иными словами, в России интернет-банкингом могут пользоваться около 1,2 млн человек», – рассказывает заместитель начальника департамента розничных технологий банка «Открытие» Андрей Фролов.

Удален и безопасен?

Между тем независимые эксперты отмечают, что популярность интернет-банкинга была бы более высокой, если бы не было кибермошенничества. По данным центра вирусных исследований и аналитики ESET, объем заработанных сетевыми преступниками денежных средств в 2010 году в России оценивается в 2-2,5 млрд евро. Особо притягательным для хакеров оказался банковский сектор, в том числе конкретные банковские системы, построенные для ДБО. Оценить в среднем ежемесячный заработок одной киберпреступной группы, специализирующейся на системах ДБО, можно в 2-5 миллионов рублей. Причем замеченные при расследовании таких инцидентов вредоносные программы носили совершенно разный характер. Были выявлены и простейшие троянцы, модифицирующие файл hosts и перенаправляющие трафик на фишинговые ресурсы, и более серьезные вредоносные программы».

Правда, специалисты обращают внимание, что мошенникам прежде всего интересны не клиенты банков – физические лица, а юридические. По словам аналитика ИК «Капитал Инвест» Михаила Решетова, это связано с тем, что на счетах юридических лиц гораздо больше денег, зачастую пропажа определенной их части обнаруживается не сразу. «Значит, некоторое время можно безнаказанно переводить деньги на подставные счета. Сейчас во внутренних IT-сетях многих организаций достаточно много «дыр». Злоумышленникам их достаточно легко обнаружить, проникнуть в систему и внедриться в ДБО. «Физики» же чаще всего становятся жертвами преступников из-за своей невнимательности».

Г-н Фролов рассказывает, что после того как некоторые крупные банки столкнулись с проблемами в области безопасности интернет-банкинга, кредитные организации стали использовать двухфакторную аутентификацию. «Это означает, что клиент вводит пароль при входе в интернет-банк на сайте, а затем еще вводит код, который, например, приходит ему на мобильный телефон. Для предотвращения входа роботов некоторые интернет-банки запрашивают еще один код. Его необходимо ввести с экрана, где он изображен в графическом формате. Этих мер достаточно для того, чтобы защитить клиентов интернет-банка от мошенников».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем