Бизнес Виктор Носов, директор департамента факторингового обслуживания ОАО «Промсвязьбанк»: «Факторинг на службе ретейлеров»

Виктор Носов, директор департамента факторингового обслуживания ОАО «Промсвязьбанк»: «Факторинг на службе ретейлеров»

О том, какие особенности показал рынок факторинга в 2010 году и что ждет нас в 2011, размышляет вице-президент, директор департамента факторингового обслуживания ОАО «Промсвязьбанк» Виктор Носов.

– Одним из наиболее важных событий прошлого года можно считать принятие закона о торговле, который стал сюрпризом и для торговых сетей, и для их поставщиков, и, конечно, для участников рынка факторинга.

Регламентированные сроки отсрочки – плюс это или минус? С одной стороны, отсрочка становится «справедливой», зависит от товарной группы и срока годности товара. С другой стороны, консервированные продукты приравниваются к алкоголю, что не совсем логично. И, наконец, максимальная отсрочка по группе продовольственных товаров фиксируется на отметке в 45 дней. Такая схема имеет свои положительные и отрицательные стороны и для участников рынка факторинга. Факторы могут более точно прогнозировать сроки размещения средств, безусловно, при точном соблюдении «графика платежей» сетями. Но и поставщики могут лишний раз подумать, использовать им факторинг или нет, ведь теперь точно ясно, что сеть заплатит через 10, 30 или 45 дней – следовательно, при грамотном планировании вполне возможно избежать кассовых разрывов. Вообще, такой инструмент, как факторинг, совершенно точно должен быть упомянут в новом законе, он выгоден обеим сторонам. Поставщикам нет необходимости ждать оплаты даже в течение 10 дней, а сетям – перестраивать уже сложившуюся систему оплаты.

Также закрепление максимальных отсрочек платежа по продовольственным товарам привело к сокращению средней оборачиваемости дебиторской задолженности. Средний срок сделки в 1 полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сократился и составил 53 дня.

Наибольшая доля оборота по факторингу традиционно приходится на оптовую торговлю – 75,6% в 1 полугодии 2010 года. У компаний этого сегмента, как правило, нет залога для получения стандартного кредита. Около 23,4% занимают обрабатывающие производства. 1% в совокупности приходится на строительство, оказание услуг, сельское хозяйство.

В группе «оптовая торговля» отраслевая разбивка такова: почти 50% занимают компании, специализирующие на торговле компьютерами и комплектующими, оргтехникой, мобильными телефонами, бытовой техникой. Более 25% – торговля продуктами питания и алкогольными напитками. Около 10% – непродовольственные товары (бытовая химия, косметика, парфюмерия).

К настоящему моменту ставки за факторинговое обслуживание практически опустились ниже ставок по кредитам и находятся в диапазоне от 6,5% до 20% в зависимости от качества клиента. Что касается требований к клиенту, подходам к риск-менеджменту, лимитов и объемов финансирования, то здесь никаких значимых изменений нет. Факторы стараются финансировать каждого «по потребностям» с учетом рисковой составляющей.

Уверен, что основной тенденцией 2011 года будет максимально активное развитие факторингового бизнеса в регионах – во всяком случае, Промсвязьбанк ставит перед собой такую цель. Доля региональной сети в портфеле Промсвязьбанка на 01.01.11 составила 37%. В 4 квартале 2010 года к осуществлению факторинговых операций приступил филиал Промсвязьбанка в г. Мурманске и операционный офис банка в г. Казани.

Думаю, нелишне предупредить всех реальных и потенциальных факторинговых клиентов: сегодня на рынке реально существует недобросовестная конкуренция. Новые игроки – как правило, дочерние компании крупных банков – имеют доступ к дешевым банковским пассивам и оказывают сильное давление на цену услуги. Да, у некоторых банков сложилась сверхликвидность, но как только она закончится, боюсь, что клиенты, которые пошли к демпингующим игрокам, могут оказаться в ситуации, когда не получат вовремя финансирование. А это при факторинге «проблема номер один», когда клиент не может планировать свои поступления.

В 2011 году будет также развиваться факторинг без регресса. Пока в России без регресса работают единицы компаний, его доля в общем портфеле составляет порядка 13%. Дело в том, что это более сложный продукт, где более четко должны просчитываться все риски. Однако во всех развитых странах мира именно он самый популярный продукт факторов, ведь поставщик просто отгружает товар покупателю, переуступает долг банку или факторинговой компании, и все. Если вдруг дебитор не заплатил, фактор самостоятельно взыскивает с него эти средства, то есть принимает все риски на себя, тогда как у клиента после получения денег совершенно не болит голова о том, заплатит его дебитор или нет.

Как показывает практика Промсвязьбанка, «грамотные» клиенты, которые уже не первый год используют факторинговые услуги, с его помощью вполне могут приступить к освоению новых рынков и захвата ниш, из которых уходят конкуренты. Почему? Да потому что могут предоставить своему дебитору большую отсрочку, раньше расплатиться с поставщиками и получить от них дополнительные скидки.

По материалам Промсвязьбанка

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем