Бизнес Cубсидии на автокредиты: что, где, когда?

Cубсидии на автокредиты: что, где, когда?

Банки получили возможность предоставлять населению льготные кредиты на приобретение автомобилей отечественного производства. В минувший четверг премьер-министр России Владимир...

" src=

Банки получили возможность предоставлять населению льготные кредиты на приобретение автомобилей отечественного производства. В минувший четверг премьер-министр России Владимир Путин подписал постановление, регламентирующее порядок и размер субсидирования процентных ставок по автокредитам.

В скором времени россияне, которые мечтали о новом автомобиле, получат возможность оформить кредит на льготных условиях. С целью поддержки отечественных автопроизводителей российское правительство выделит средства на субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам на приобретение автомобилей отечественного производства, а также ряда иномарок российской сборки. Министерству финансов рекомендовано при формировании бюджета на 2010-2011 годы предусмотреть на цели субсидирования автокредитов средства в размере двух млрд рублей ежегодно. Предложенная властями мера является «антикризисной» не только для автопроизводителей, но и для граждан, желающих приобрести автомобиль по доступной цене.

«Кризис стал причиной сокращения платежеспособного спроса на автомобили, к тому же существенно повысились ставки по банковским кредитам. В таких условиях предоставление автокредита на льготных условиях, даже с учетом ряда ограничений, позволит многим гражданам стать владельцами автомобилей, а автопроизводителям – обеспечить сбыт продукции», – рассказывает аналитик ИК «Финам» Константин Романов.

По оценкам Министерства промышленности и торговли, благодаря льготному кредитованию в России будет продано порядка 145-150 тысяч новых автомобилей.

«Спрос на кредиты, субсидируемые государством, конечно, будет, программа ориентирована на людей со средним и ниже уровнем дохода, так как в перечень автомобилей, подпадающих под программу, вошли в основном отечественные автомобили и бюджетные иномарки», – говорит директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет, отмечая, что инициатива властей в большей степени напоминает рекламный ход, а не реальную поддержку автопрома и потребителей, так как выделяемой ежегодно суммы субсидий явно недостаточно, а список кредитных организаций крайне ограничен.

Действительно, право предоставлять автокредиты на льготных условиях получили лишь госбанки, доля участия государства в капитале которых составляет не менее 50%, с разветвленной филиальной сетью и соответствующей программой автокредитования – Сбербанк и ВТБ 24.

«По всей видимости, данное решение принято с целью упрощения контроля за процессом выдачи кредитов на покупку доступных автомобилей, – отмечает Константин Романов. – При этом ставки по автокредитам в госбанках традиционно ниже, нежели в коммерческих, поскольку они не испытывают проблем с ликвидностью, пользуясь госсредствами в качестве источника фондирования».

Между тем крупные частные банки, как оказалось, также проявляли большую заинтересованность в участии в программе субсидирования процентных ставок по автокредитам.

«Основной плюс для участников программы заключается в том, что субсидию банки получают единовременно и в независимости от того, насколько исправно заемщик погашает задолженность, вносит он платежи в рамках графика или досрочно», – поясняет Виктор Хребет.

Ограничение числа допущенных к участию в программе субсидирования ставок по автокредитам банков, по мнению эксперта, обернется сложностями для граждан, которые хотели бы воспользоваться предложением и приобрести в кредит автомобиль по доступной цене. Во-первых, ограничение конкуренции даст госбанкам возможность безболезненно увеличить процентные ставки по автокредитам. Во-вторых, клиент, который по какой-то причине получил отказ в предоставлении кредита в госбанке, даже получив положительное решение в других кредитных организациях, уже не сможет претендовать на участие в программе субсидирования ставок. «Участие в программе коммерческих банков позволило бы клиентам извлекать большую выгоду от субсидии и увеличивало бы их шанс на получение кредита», – убежден Виктор Хребет.

Кредиты по льготным ставкам будут выдаваться исключительно в рублях и лишь на новые автомобили, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей. Кроме того, заемщик должен за счет собственных средств внести первоначальный взнос в размере не менее 30% стоимости авто. Максимальная сумма кредита составит 245 тысяч рублей. Государство, в свою очередь, будет субсидировать процентную ставку по кредиту в размере двух третей ставки рефинансирования Банка России, которая составляет на сегодняшний момент 13% – то есть 9,34% годовых. Сегодня средний размер ставок по автокредитам в госбанках составляет 18% годовых, таким образом, с учетом субсидии ставки вернутся на докризисный уровень.

«Период кредитования на льготных условиях ограничен 31 декабря 2011 года, то есть, максимальный срок кредита, при условии подписания кредитного договора в конце марта-начале апреля этого года, составляет 33 месяца. В итоге при кредитовании по стандартной программе переплата составит около 64 тысяч рублей, а при условии субсидирования – около 32 тысяч рублей», – поясняет Виктор Хребет, отмечая, что указанный пример не подходит для программ кредитования с дифференцированной системой построения графика платежей.

Напомним, что согласно списку, утвержденному Министерством промышленности и торговли, льготными условиями кредитованием смогут воспользоваться покупатели всего модельного ряда АвтоВАЗа, UAZ Patriot, UAZ Hunter, а также автомобилей Ford Focus, Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia и Volkswagen Jetta российской сборки. Однако список уже вызвал жаркие споры.

«Некоторые из перечисленных моделей, в том числе Ford Focus и Volkswagen Jetta, в минимальной комплектации не укладываются в 350 тысяч рублей, однако Минпромторг включил их в список с оговоркой, что цены на модели должны быть доведены до указанной стоимости, – отмечает Константин Романов. – Ford уже отреагировал на данное требование снижением цен на базовую комплектацию Focus на 10%, при этом цены на другие модели автоконцерна с апреля обещают повысить в среднем на пять процентов».

Список автомобилей, утвержденный Минпромторгом, вызвал вопросы и у Федеральной антимонопольной службы, которая считает, что при его составлении были допущены нарушения. «В ФАС полагают, что необходимо включить в список продукцию «Автотора» и ТагАЗа, которая подходит под определенные Минпромторгом требованиям. В связи с этим не исключено, что в целях недопущения разногласий список может быть расширен», – резюмирует Константин Романов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем